Лабораторные работы можно разделить на следующие виды:
1) работы, требующие проведения только прямых измерений. При этом мы знакомим учащихся с приборами, ценой деления их шкал, правилами работы с приборами и правилами снятия показаний (линейка, мензурка, рычажные весы, динамометр, амперметр и вольтметр);
2) работы, требующие проведения косвенных измерений – расчет неизвестной величины по результатам прямых измерений других величин. Примеры: измерение жесткости пружины, количества теплоты, удельной теплоемкости, плотности, ЭДС источника тока и др.;
3) исследование количественной зависимости одной физической величины от другой (еще один навык, который необходимо привить нашим ученикам!). Таких работ мало, и надо так спланировать постановку фронтальных лабораторных работ, чтобы этот навык был развит максимально. Примеры – зависимость массы тела от его объема, градуирование пружины динамометра, исследование силы трения скольжения, вольт-амперной характеристики проводника (закон Ома);
4) знакомство с лабораторным оборудованием и с устройством приборов, которые раздаются на столы. Это знакомство может проводиться и зачастую проводится в виде фронтальной демонстрации, хотя это гораздо менее интересно для учащихся и потому нежелательно. Примеры: калориметры, источники тока, реостаты, электромагниты, электродвигатели постоянного тока, линзы и др.;
5) лабораторные работы, требующие только качественных наблюдений (без количественных измерений): наблюдение за особенностями кипения, наблюдение спектров электрических и магнитных полей, исследование ЭДС индукции и т.п.;
6) сборка простых моделей технических устройств: сборка и испытание электромагнита (электромагнитного реле), детекторного радиоприемника;
7) домашние лабораторные работы.
Выполнять лабораторные работы можно различными способами:
- по инструкции;
- по образцу, предложенному учителем;
- методом «делай, как я», повторяя то, что делает учитель;
- с использованием технологической карточки;
- без инструкции, по памяти, так, как делал эту работу когда-то по инструкции (при проведении лабораторных контрольных работ);
- творческие работы (план работы, необходимые приборы, ход работы и методы вычисления предлагает сам ученик);
- с подведением итогов работы, используя результаты, полученные учениками всего класса (нахождение среднего значения по классу, общей погрешности и т.п.).
Подготовка к лабораторной работе и ее оформление могут вестись как в классе, так и дома.