ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ
Новая структура стандарта образования призвана обеспечить внедрение в процесс обучения компетентностного подхода, основными единицами которого являются понятия «компетентность» и «компетенция». Следует разграничивать эти два понятия и отличать их от понятий «знания», «умения» и «навыки».
Компетентность (по В.Ю. Грук [2]) – это совокупность ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений и навыков, способностей учащегося, формируемых и проявляющихся в практической деятельности.
Из анализа данного определения и определений «компетентности» английского психолога Дж. Равен [6], Э.Ф. Зеера [3], И.А. Зимней [4], В.А. Болотова и В.В. Серикова [1] становится очевидным, что в основу каждой из дефиниций положено значение «способность (готовность) индивида решать разнообразные задачи, необходимые для выполнения конкретной работы на основе приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков». Соответственно, статус знаний, умений и навыков переходит из целей образования в средство их достижения, то есть из итоговых целей в разряд промежуточных.
Компетенция (по В. Краевскиому и А.В. Хуторскому [7]) - это отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Таким образом, А.В. Хуторской рассматривает понятие «компетенция» как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности. Компетентность - «уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере». То есть А.В. Хуторской дифференцирует понятия «компетентность» и «компетенция». Однако достаточно часто данные понятия во многих российских исследованиях (И.А. Зимняя, В.А. Болотов, В.С. Леднев и др.) рассматриваются как синонимы и с трудом разграничиваются.
Эти понятия шире, чем понятия «знания», «умения» и «навыки», которые являются их составными частями. В тоже время существуют принципиальные различия между понятиями «знания», «умения», «навыки» и «компетентность»/«компетенция». От «знаний» последние отличаются тем, что существуют в виде деятельности, а не только информации о ней (знать, но не уметь применить); от «умений» – тем, что компетенции могут быть применены к решению разного типа задач (переносятся на различные объекты воздействия); от «навыков» - тем, что они осознанны, а не автоматизированы, что позволяет человеку действовать как в привычной, так и в нестандартной (новой) обстановке.
Выделяют ключевые (относятся к общему содержанию образования), базовые (относятся к определенному кругу предметов и образовательных областей) и специальные (относятся к конкретному учебному предмету) компетенции.
В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [5] под понятием «ключевая компетенция» понимают систему «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Данные компетенции применимы в любой сфере деятельности (учебе, работе, социальной и бытовой сферах), в разных жизненных ситуациях.
С реди педагогов-исследователей нет однозначного взгляда на классификацию ключевых компетенции.
И.А. Зимняя [4] выделяет десять видов ключевых компетенций, разбитых ею на три группы: первая - компетенции здоровьесбережения, ценностно-смысловые, интеграции знаний, гражданственные, компетенции самосовершенствования, саморазвития; вторая группа - компетенции социального взаимодействия, общения; третья - компетенции решения познавательных задач, предметно-деятельностные и информационно-технологические.
А.В. Хуторской [7] выделяет следующие группы ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно - смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная.
Мы считаем, что на уроках физики при соответствующей организации процесса обучения можно сформировать следующие группы ключевых компетенции:
- учебно-познавательные компетенции (умение ставить цели, находить и использовать подсказки, отличать факты от домыслов, планировать, анализировать, рефлексировать и оценивать себя; креативные навыки: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение измерительными навыками, действиями в нестандартных ситуациях, использование вероятностных, статистических и иных методов познания);
- информационные компетенции (умение искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять, передавать и применять информацию для решения проблем; умение использовать известные технические и программные средства обработки информации, способность к самостоятельному освоению новых средств);
- коммуникативные компетенции (умение работать с противоречивыми и разными точками зрения, умение задавать вопрос, вести дискуссию, умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- ценностно-смысловые компетенции (умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, умение принимать решения);
- общекультурные компетенции (умение определить роль физики как науки в жизни человека, опыт освоения учеником физической картины мира);
- социально-трудовые компетенции (умения действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых взаимоотношений и др.);
- компетенции личностного самосовершенствования (способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление).
Поскольку современная жизнь характеризуется постоянным ростом объема знаний (информации), приоритетными компетенциями в данный период и в ближайшей перспективе являются информационные. Они влияют на формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций, поэтому актуальным является вопрос поиска таких способов организации обучения физике, которые обеспечат прежде всего формирование информационных компетенций.
Мы считаем, что для развития ключевых компетенций учащихся необходимо разнообразить проводимые в школе уроки, в том числе и уроки физики, применяя игровые технологии, проектную работу, различные индивидуализированные и групповые формы обучения (например, технологию «малых групп»), а также осуществляя модульный подход в обучении. Сделать уроки интереснее и нагляднее помогут информационно-коммуникативные технологии.
Игровые технологии позволяют моделировать процесс деятельности, направленный на выработку решений, возникающих в конфликтной ситуации, распределять роли между участниками игры и оценивать результаты игры.
Проектная работа заключается в создании учащимся или группой учащихся конечного продукта, формы которого могут быть самые разнообразные: рефераты, доклады (стендовые или публичные), презентации, макеты, учебные пособия и т.д. На уроках и во внеурочной деятельности могут использоваться следующие типы проектов: исследовательские, поисковые, творческие, информационные, прикладные и т.д.
Проектная работа предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, позволяющую проявить себя, попробовать свои силы, применить необходимые знания подчас из разных областей наук, получить реальный и ощутимый результат.
Таким образом, проектная деятельность будет способствовать формированию исследовательских (умение самостоятельно измерять, наблюдать, рассуждать, проводить эксперимент), коммуникативных (умение общаться в группе), информационных (умение владеть и применять различные виды информации), предметных (проявление интереса к изучению физики) компетенций.
Технология «малых групп» (совместная мыслительная деятельность групп численностью от 3 до 10 человек, решающих задачу или проблему, которая осознана как личностно-значимая для каждого участника группы) также позволит сформировать перечисленные выше компетенции, так как появится возможность осуществить разделение «полномочий», использовать механизм соревнования, коллективное мышление, обсуждение, рефлексию и в результате получить результат, превышающий сумму результатов работы ее отдельных членов.
Сущность модульного подхода в обучении заключается в том, что обучающийся самостоятельно или с помощью преподавателя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Под модулем следует понимать целевой структурно-функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Каждый модуль определяет законченный этап изучения теоретического материала, включающий цели, содержание, организацию деятельности учащихся и контроль уровня их учебных достижений. Модульный подход в обучении строится в соответствии с компетентностями учащихся и определяется набором соответствующих видов знаний и способов деятельности.
Таким образом, применяя на уроке вышеописанные методы обучения, мы сможем сформировать ключевые компетенции, ведущей из которых в настоящее время является информационная компетенция.
2. Грук В.Ю. Формирование ключевых компетенций учащихся основной школы при организации исследовательских лабораторий на базе реального физического эксперимента: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2008. – 20 с.
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социалный институт. 2005. – 216 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. N 5.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. – М., 2002. – 56 с.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация - М.,2002.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование № 2- 2003, с. 58-64.