Персональный сайт учителя физики и математики Шишацкой О.А.

Физический проект на информационной основе для осуществления в школе

        По мнению многих учащихся и их родителей, физика – один из самых сложных школьных предметов. Причины на это самые разные.
       1. Сокращение часов на изучение физики до двух привело к тому, что, объем даваемого материала на уроках физики огромен, а система его подачи академическая.
       2. Задачи, которые даются ученикам для решения, зачастую оторваны от реальности и предполагают множество математических вычислений, с которыми не каждый учащийся способен справиться.
       Поэтому даже небольшое количество пропусков способствует «западанию» отдельных тем, что ведет к непониманию данного предмета и, как следствие, снижению интереса к его изучению.
       Для того чтобы учащимся, как очникам, так и выбравшим экстернатную форму обучения, помочь в изучении физики (получении знаний по физике, устранении пробелов в уже изученном материале), а также повысить мотивацию изучения предмета и разнообразить уроки, необходимо использовать новые технологии обучения, к числу которых мы относим информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Применение ИКТ способствует более быстрому и эффективному процессу получения и обмена информацией.
       Однако данные процессы должны осуществляться не только между учащимися и учителем, но и между самими учащимися, так как огромную роль играет умение работать в команде, взаимовыручка и поддержка.
       Идеи, описанные выше, мы предлагаем воплотить в жизнь в рамках физического проекта «Необходимо ввести в школе». Данные идеи, помимо физики, могут охватывать все предметы школьного курса.
       Основной целью проекта является формирование знаний основ физики (фактов, понятий, законов, теорий и т.д.), повышение познавательной активности учащихся и создание условий для их самоопределения и самореализации.
       Задачи проекта:
       1. формирование знаний и умений по физике, соответствующих базовому и профильному уровням образования;
       2. формирование информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций;
       3. создание условий для вовлечения учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, формирование умений и навыков в этой области;
       4. формирование интереса учащихся к физике (через научно-исследовательскую работу, применения информационных технологий);
       5. развитие творческих и интеллектуальных способностей школьников, их познавательной активности;
       6. активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития, самосовершенствование умений и навыков;
       7. воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки;
       8. создание мультимедийных пособий по физике.
       Участники проекта: учащиеся и учителя школы №1241 г. Москвы.
       В дальнейшем планируется подключить к осуществлению проекта и учителей из других школ, преподавателей ВУЗов.
       Этапы реализации проекта:
       1. Предварительный этап проекта предусматривает встречу с будущими его участниками для обсуждения целей и задач проекта, ожидаемых результатов и путей их достижения.
       2. На подготовительном этапе распределяются функции каждого участника проекта.
       3. Непосредственно осуществление проекта.
       4. Заключительный этап – представление результатов на конференции. Участники проекта показывают результаты своего труда, рассказывают о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в ходе работы и как они с ними справлялись, а также о том, что предполагается сделать нового.
       ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА
       1. Дистанционное обучение физике
       В школе №1241 г. Москвы организовано дистанционное обучение (обучение на расстоянии) физике для ребят, нуждающихся в обучении на дому, часто болеющих, всерьез занимающихся музыкой или спортом, учащихся – экстернов, а также школьников, стремящихся получить дополнительные знания по физике или устранить пробелы в знаниях.
       Дистанционное обучение возможно, поскольку, как показало анкетирование учащихся 7-11 классов школы №1241, у 100% школьников есть дома компьютер, причем практически все из них имеют выход в Интернет.
       Дистанционное обучение может обеспечиваться разными способами: электронной почтой, телеконференциями, учебными форумами и чатами, но важнейшими современными направлениями развития дистанционного обучения являются размещение на специальных серверах дистанционных уроков и учебных мультимедийных курсов.
       Поэтому одна из наших задач – создать мультимедийные пособия по разным разделам физики, способствующие реализации наших целей.
       2. Электронные пособия
       Электронные пособия интересны и имеют широкие образовательные возможности. В настоящее время таких ресурсов создано огромное количество, однако во многих пособиях сложное изложение материала, малое число демонстраций, отсутствуют задачи занимательного характера. Поэтому возникла идея вместе с учащимися разработать собственные пособия по разным разделам физики, которые включали бы все основные этапы обучения – от изложения учебного материала до контроля знаний.
       К настоящему времени нами уже разработан полный курс по теме «Механические колебания и волны».
       Для создания электронных пособий необходимо: подобрать теоретический материал и систематизировать его, составить тесты по темам (для контроля и самоконтроля), подобрать примеры решения основных типов задач и задач для решения в классе и дома (качественные и расчетные), задач занимательного характера, просмотреть лабораторные работы, выполняемые по каждому разделу и составить их описание, подобрать задания для домашнего эксперимента, подыскать опыты для видеофильмов, поставить их, заснять и озвучить, составить справочник, именной и предметный указатели, а также список литературы, используемый для создания программы. В пособии должен быть представлен материал межпредметного характера.
              Чтобы работа по созданию сайта велась интенсивнее, необходимо организовать ребят. За руководство этой деятельности отвечает учитель. Для удобства школьников разбивают по группам. Одна группа ребят, разбирающихся в информатике, создает сайт, помещая нужную информацию в программную оболочку, другие выполняют вышеописанные действия. Группы ребят, выполняющие ту или иную работу по разработке курса, могут меняться. Это делается для того, чтобы каждый попробовал себя в роли информаторов, экспериментаторов, программистов и т.д. Таким образом работать будет интереснее.
Для того чтобы пособие было красочным, необходимы фотоснимки физических явлений, поэтому часть ребят могут проявлять свои умения находить и фотографировать прекрасное в окружающей природе.        В процессе осуществления проекта его участники имеют возможность общаться друг с другом, дискутировать и получать консультации учителя.        Результат исследования – создание мультимедийных пособий по физике, которые применяются как в урочной (показ демонстраций, моделей, проверка знаний), так и внеурочной деятельности (самостоятельная работа с пособием).
       В дальнейшем возможно разработать краткий курс физики в юмористической форме, а также курс естествознания для 5-6 классов. Это будет интересно и ново.
       Огромное преимущество данной работы заключается в том, что она позволяет найти область применения знаний каждого учащегося, задействованного в работе, увидеть результаты своего труда на уроке, получить благодарность от учителей, ребят и их родителей.
       3. Взаимопомощь учащихся
       Учителями назначаются учащиеся (хорошо успевающие по предмету) - добровольцы из сверстников или старшеклассников, которые помогают слабоуспевающим ребятам по физике. Контакт между школьниками может быть непосредственный или через Интернет, с использованием программы «файлы-обменники». Данный вид деятельности организован в школе №1241 г. Москвы в 2009 году. Необходимость такой помощи вызвана тем, что не всегда преподаватель находит время, чтобы уделить его каждому ученику. А в случае осуществления такого вида работы ребята не только приобретают новых друзей, знакомятся, но и осознают свою значимость, проявляя чувство коллективизма. Они получают удовольствие уже оттого, что видят результаты своего труда, а главное – приобретают знания. При объяснении материала другому человеку, сам начинаешь разбираться в нем лучше, так как только в практической деятельности учащиеся могут научиться пользоваться приобретаемыми знаниями, умениями и навыками в жизни, в общественно полезном труде.
       4. Уроки дублеров
       Вместо учителей уроки ведут учащиеся.
       Перед проведением таких уроков необходима предварительная подготовка. Учитель инструктирует учащихся относительно основных этапов проведения урока, тонкостей темы, помогает подготовить демонстрации, подобрать дополнительный материал к уроку, рассказывает о необходимости использования ИКТ на уроке, в частности об использовании цифровых образовательных ресурсов, в которых представлены интересные виды работ для учащихся: виртуальные лабораторные работы, тесты, модели, демонстрации и другие.
       Обязательным элементом подготовки к уроку является его репетиция. При ее проведении необходимо обратить внимание на следующие моменты: организация времени на осуществление каждого этапа урока, способ изложения материала, выполнение дидактических принципов (принцип наглядности, научности, последовательности, систематичности и доступности изложения материала учащимся).
       После проведения урока школьник делает самоанализ, где отвечает на вопросы: что ему понравилось в данном им уроке, а что нет; что получилось хорошо, а что плохо; что бы ему хотелось изменить; как можно улучшить урок и др.
       Уроки дублеров необходимы в школе, так как делают школьную жизнь интереснее, полноценнее; способствуют тому, что те ребята, которые побыли в роли учителей, осознают тяжелую работу учителя, начинают ее уважать; у них появляется уверенность в себе и повышается самооценка.
       5. Сотрудничество с преподавателями различных ВУЗов.
       Приглашаются преподаватели ВУЗов для организации семинаров и мастер-классов по физике. Обмен опытом также возможен в дистанционной форме, что удобно для обеих сторон.
       Таким образом, осуществление проекта способствует повышению познавательной активности учащихся к физике и появлению мотивации к ее изучению.











 

 

 

 

Контакты | © Персональный сайт учителя физики и математики Шишацкой О.А.

Используются технологии uCoz