Персональный сайт учителя физики и математики Шишацкой О.А.

Дистанционное обучение физике в школе

        В настоящее время в России количество образовательных учреждений, использующих дистанционное обучение различным учебным предметам, в том числе и физике, возрастает.
        В литературе на сегодняшний день нет единой точки зрения на раскрытие понятия «дистанционное обучение». Так, дистанционное обучение определяют как обучение на расстоянии, как обучение, осуществляющееся при непосредственном контакте, или как обучение, опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействием обучающегося и преподавателя.
        Первой точки зрения придерживаются А.А. Андреев, А.В. Густырь, В.И. Овсянников, Е.С. Полат [1], А.О. Чефранова [6]; второй – Е.С. Кодикова [3]; третьей – В.А. Трайнев, О.В. Трайнев [5].
        Несмотря на разницу в трактовке понятия «дистанционное обучение», мнения исследователей совпадают в том, что осуществлению процесса дистанционного обучения, наряду с традиционными средствами, помогут информационные и коммуникационные технологии (М.С. Каменецкая, И.М. Лоскутова, Е.Б. Петрова [2], А.С. Кондратьев, В.В. Лаптев, А.И. Ходанович [4]).
        Анализ работ по данной тематике позволяет выделить следующие характерные черты дистанционного обучения:
        1) В центре процесса обучения - самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. Только в практической самостоятельной деятельности учащиеся могут научиться пользоваться приобретаемыми знаниями, умениями и навыками в жизни, в общественно полезном труде; развить познавательные способности.
        2) Возможно приобретение знаний там и тогда, когда и где это удобно обучаемому, в удобном для него темпе («гибкость» дистанционного обучения).         3) Возможность осуществления образовательного процесса на «расстоянии», то есть обучающий и обучающийся могут непосредственно не общаться.
        Данная характеристика дистанционного обучения особенно важна для лиц, не имеющих возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы (географическая или временная изолированность, социальная незащищенность); лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (нуждающихся в обучении на дому); талантливых и продвинутых индивидов (например, всерьез занимающихся музыкой или спортом), стремящихся получить дополнительные знания, пройти образовательную программу в сжатые сроки и иных лиц, не способных достичь поставленной цели другим способом. Однако вышеперечисленные группы людей должны иметь соответствующую для учебы подготовку и владеть информационными технологиями и персональным компьютером на уровне квалифицированного пользователя.
        4) «Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении нескольких видов деятельности с учебой.
        5) Интенсивно развиваются и используются новые информационные технологии, в частности, сеть Интернет, электронная почта, телеконференции, цифровые образовательные ресурсы по физике и прочее. К электронным образовательным ресурсам, которые могут быть использованы при дистанционном обучении физике, относятся, например, «1C:РЕПЕТИТОР. ФИЗИКА», «Открытая физика», «Живая физика», «Физика в картинках», «1C:Школа. ФИЗИКА, 7-11 классы», «1C:Школа. ФИЗИКА, 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ», «Видеозадачник по физике», репетитор по физике «Кирилл и Мефодий», «Физика в анимациях» и т.д.
        6) Осуществляется индивидуализация и дифференциация процесса обучения, не исключающая коммуникации с преподавателями и другими партнерами.
        7) Интерактивное общение и осуществление принципа обратной связи для контроля над усвоением знаний и способами познавательной деятельности.
        8) «Массовость». Количество обучаемых не ограничено.
        Принимая во внимание характерные черты дистанционного обучения и учитывая специфику физики как науки, мы полагаем, что дистанционное обучение физике в школе, построенное на основе применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) (в частности, с применением электронных образовательных ресурсов), будет способствовать:
        - качественному получению физического образования теми обучаемыми, которые по ряду причин не могут посещать учебные заведения;
        - повышению эффективности учебного процесса по физике (повышение качества знаний по физике; увеличение объема знаний, приобретаемых учащимися, их осмысленность и действенность; возрастание познавательной активности и познавательного интереса; формирование ключевых компетенций учащихся, в частности - информационной и коммуникативной).
        Однако при построении и реализации дистанционного обучения физике в школе возникают проблемы, к числу которых мы относим проблемы педагогического и технологического характера.
        Одной из основных педагогических проблем является неподготовленность педагогических кадров к осуществлению дистанционного обучения. На наш взгляд, причины данной проблемы заключаются в отсутствии учебно-методических рекомендаций по организации дистанционного обучения физике в школе, в низком материальном стимулировании преподавателей.
        Технологические проблемы в основном связаны с недостаточным формированием материально-технической базы школ (в том числе кабинетов физики), отсутствием развитой телекоммуникационной структуры (ограниченными возможностями связи). Это подтверждают результаты анкетирования учителей физики г. Москвы. Только 60% школ обеспечены персональным компьютером (ПК) и программным обеспечением по предмету. Однако наличие даже одного ПК в кабинете физики недостаточно, чтобы использовать все возможности ИКТ при изучении предмета.
        Учителя, осуществляющие дистанционное обучение физике в школе с применением ИКТ, должны учитывать следующие требования:
        - использовать различные формы представления учебного материала;
        - задействовать различные виды учебно-познавательной деятельности учащегося;
        - поддерживать различные формы организации учебного процесса.
        Данные требования связаны с тем, что в процессе обучения физике в школе задействованы учащиеся разных возрастных групп. Учащиеся 7-8 классов, как правило, предпочитают слушать учителя, смотреть демонстрации, работать с компьютером и выполнять лабораторные работы. По мере взросления акцент все больше делается на исследовательские формы работы, самостоятельную работу на персональном компьютере, индивидуальное общение с учителем в виде on-line и т.д.
        При этом в процессе применения дистанционного обучения достигается определенный уровень обученности работе с информационными и телекоммуникационными средствами как у обучаемых, так и у учителей физики.
        Дистанционное обучение становится все более популярным и за ним все прочнее закрепляется выражение «образование будущего».

Литература:
        1. Дистанционное обучение / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 192 с.
        2. Каменецкая М.С., Лоскутова И.М., Петрова Е.Б. О дистанционном образовании в России // Наука и школа. 2000. № 3. – с. 58-59.
        3. Кодикова Е.С. Обучение физике в форме экстерната: Монография. – М.: ГНО «Прометей» МПГУ, 2004. – 232 с.
        4. Кондратьев А.С., Лаптев В.В., Ходанович А.И. Дидактические аспекты дистанционного обучения физике в школе. – СПб.: РГПУ, 2001. – 27 с.
        5. Трайнев В.А., Трайнев О.В. Методология построения и развития системы дистанционного обучения в вузе (обобщение практики и рекомендации). – М.: «Прометей» МПГУ, 2006. – 344 с.
        6. Чефранова А.О. Дистанционное обучение физике в школе и вузе: теоретические аспекты. Монография. – М.: Прометей, 2005. – 332 с.











 

 

 

 

Контакты | © Персональный сайт учителя физики и математики Шишацкой О.А.

Используются технологии uCoz