Персональный сайт учителя физики и математики Шишацкой О.А.

Электронные образовательные ресурсы по физике:
преимущества и недостатки по сравнению с печатными средствами обучения

        Информатизация сферы образования привела к активному внедрению в учебный процесс информационных технологий, в том числе и электронных образовательных ресурсов по различным предметам. Они, в свою очередь, способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Очевидно, наряду с преимуществами есть и недостатки электронных средств. Поэтому, прежде чем применять их в учебном процессе, необходимо определить, в чем преимущества и в чем недостатки электронных средств по сравнению с традиционными средствами обучения (например, с печатными средствами).
       Анализируя возможности электронных образовательных ресурсов по физике, мы выделили их преимущества перед обычными печатными средствами обучения. Эти преимущества заключаются в следующем:
       - Электронные средства обеспечивают практически все компоненты образовательного процесса (получение информации, ее практическое применение, контроль учебных достижений). Поэтому, в литературе по назначению выделяют следующие виды электронных средств: информационные, демонстрационные, имитационно-моделирующие, обучающие, контролирующие, тренажерные, справочные и расчетные, учебно-игровые, досуговые. Чаще данные средства имеют смешанное методическое назначение.
       - При применении компьютерных технологий уменьшается число списываний, так как не каждый учащийся захочет тратить свое личное время на выполнение чужого индивидуального задания или выполнения теста.
       - Существует возможность более полноценного обучения вне аудитории. Полноценность подразумевает реализацию «дома» (в Интернет-кафе, в библиотеке, у друзей) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовка к ЕГЭ и т.д.
       В настоящее время обучение вне аудитории с применением информационно-коммуникативных технологий стало возможным, поскольку 95% учащихся имеют дома персональный компьютер. 56% опрошенных используют его для обучения, а остальные - для поиска необходимой информации, общения, программирования и развлечений.
       - Домашнее задание становится полноценным, интересным.
       - Для производства электронных средств не нужны лесные массивы, которые в свою очередь необходимы для изготовления бумаги. Таким образом, осуществляется защита леса от вырубки, закрытие вредоносных производств по изготовлению бумаги и т.п. Экономятся денежные средства и трудозатраты за счет сокращения расходов на её транспортировку и хранение.
       - Существует огромное количество свободно распространяемых электронных средств. Основной источник распространения – Интернет. Констатирующий эксперимент показал, что доступ в Интернет имеется практически у всех учащихся, имеющих дома персональный компьютер, поэтому работу с электронными средствами учащиеся могут выполнять в режиме on-line.
       - Основной элемент электронных пособий - гипертекст. Страницы книги мы читаем последовательно, таким образом осуществляя линейную навигацию. Но часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц. Используя электронные средства это можно сделать гораздо быстрее, так как в тексте имеется большое количество гиперссылок, способствующих нелинейной навигации по тексту (вы можете просматривать фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием).
       - Электронные средства позволяют моделировать и имитировать изучаемые процессы и явления, сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом. С помощью книги это осуществить невозможно.
       - Повышается степень наглядности при использовании электронных средств.
       - Применение программных средств на уроке позволяет сэкономить учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа обучения. Однако существует точка зрения (Н.Н. Гомулина, В.И. Зинковский), согласно которой применение компьютерных технологий, электронных образовательных программ на уроке не изменяет сроки обучения, а зачастую требует даже больше времени, но зато дает учителю возможность более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос.
       - Применение электронных средств позволяет разнообразить формы самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
       Это важно, так как отношение учащихся к применению на уроках самостоятельной работы неоднозначно: 57% опрошенных относятся положительно, 43% школьников – отрицательно. На наш взгляд, отрицательное отношение группы школьников к организации самостоятельной работы на уроке, возможно, связано с недостатками этой организации. Положение может изменить применение компьютерных технологий. Это подтверждают мнения школьников по данному вопросу.
       Абсолютное число респондентов (86%) на уроках при выполнении самостоятельной работы хотели бы чаще использовать персональный компьютер.
       - Увеличивается степень вовлечения учащихся в процесс обучения, повышается интерес к урокам, где используют электронные средства. Это подтверждают результаты опроса учащихся: 97% человек положительно относятся к урокам, где применяют ИКТ. Причем, большинство школьников (70%) предпочитают изучать новый материал по физике именно с помощью мультимедийных пособий.
       Такая популярность новых информационных технологий приводит к тому, что традиционные средства обучения (например, учебник) отходят на второй план. Однако, для того, чтобы использование персонального компьютера в процессе обучения было эффективным, необходима подготовка качественных обучающих программ, обучение учащихся и преподавателей работе с ними, а также систематическое их использование на уроках.
       Несмотря на преимущества электронных средств перед полиграфическими изданиями, у электронных средств есть свои недостатки, которые заключаются в следующем:
       - Для воспроизведения электронных средств необходимы дополнительные технические средства (например, компьютер).
       - При использовании компьютера мы расходуем электроэнергию, а, следовательно, тратим на это денежные средства.
       Первые два недостатка говорят о материальных затратах при использовании программных средств, то есть о более высокой стоимости при использовании обучающих программ по сравнению с печатной продукцией.
       - Электронные средства неудобны в использовании в любом месте и в любое время. К причинам этого можно отнести большие размеры дополнительных технических средств и их дороговизну (опасная криминальная обстановка в стране).
       - Чтение с листа бумаги удобнее и эффективнее, нежели чтение с экрана монитора. Доказано, что степень усвоения информации с экрана монитора на 25% ниже, чем при чтении с листа бумаги.
       - Не всегда при создании электронных средств соблюдаются эргономические требования к их содержанию и оформлению (например, цветовая гамма, четкость изображения, расположение текста на экране), что снижает эффективность применения электронных средств.
       - При длительной работе за компьютером мы наносим вред здоровью, прежде всего, зрению.
Таким образом, снижение качества обучения при использовании электронных средств может быть обусловлено несоблюдением санитарных норм при создании данных пособий.
              - Чтобы учащиеся могли сами использовать электронные пособия в процессе обучения, необходимо сформировать у них умение работать на компьютере, то есть сделать так, чтобы они обладали «компьютерной грамотностью». Итак, при использовании электронных средств необходимо учитывать их недостатки и преимущества перед традиционными средствами и по возможности комбинировать данные средства с традиционными.
       Таким образом, применение новых информационных технологий, в частности электронных средств, способствует совершенствованию практических умений и навыков школьников, активизирует познавательную деятельность учащихся, индивидуализирует процесс обучения, осовременивает урок, позволяет эффективно организовать самостоятельную работу, повышает к ней интерес и в целом делает физику как учебный процесс более популярным, а процесс обучения - более эффективным.











 

 

 

 

Контакты | © Персональный сайт учителя физики и математики Шишацкой О.А.

Используются технологии uCoz