Персональный сайт учителя физики и математики Шишацкой О.А.

Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения физике

        Дистанционное обучение (ДО) – это процесс приобретения знаний, умений и навыков с помощью использования современных информационных технологий, когда обучающийся и преподаватель разделены пространственно.
       В настоящее время дистанционное обучение становится все более популярным; количество учащихся, обучающихся дистанционно, растет по сравнению с тем числом, которое было раньше. Дистанционно проводятся следующие мероприятия: обучение учащихся по различным предметам, подготовительные курсы для учащихся, поступающих в высшие учебные заведения, Интернет – олимпиады (по физике их организуют и проводят физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и т.д.), физические турниры, курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов и т.д.
       При организации системы ДО основной акцент делается на самостоятельную познавательную деятельность обучаемых, психологический аспект которой рассматривался в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина и др. Вопросы психолого-педагогического обоснования использования новых информационных технологий (компьютеров) в учебном процессе были затронуты в исследованиях П.Е. Гальперина, Б.С. Гершунского, С.Р. Домановой, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной и др.
       Формы методики организации дистанционного обучения различны:
       1) самообучение на основе бумажных, аудио- и видеоматериалов, электронных образовательных ресурсов, paспространяемых при непосредственном контакте с преподавателем, по почте или компьютерным сетям (минимальное участие преподавателя - консультанта);
       2) обучение на основе сочетания бумажных, аудио-, видеоматериалов и цифровых образовательных ресурсов с консультациями по телефону, телефаксу, электронной почте, различным социальным сетям и т.п. (взаимодействие слушателей между собой и слушателей и преподавателя-консультанта);
       3) обучение на основе активного взаимодействия между всеми участниками учебного процесса, например, типа компьютерной телеконференции или обучение, используя скайп.
       Дистанционное обучение многоаспектно. Нами будут рассмотрены тесно связанные друг с другом психологический и педагогический аспекты дистанционного обучения. Психологический аспект связан с изучением процессов и закономерностей обучающей деятельности педагогов и учебной работы обучающихся в условиях дистанционного обучения, построенной с учетом потребностей, интересов, направленности, мотивов, уровня обученности и т.д.
       Формы ДО, описанные выше, определяются его особенностями (в том числе психологического и педагогического характера):
       1. Основной вид деятельности при ДО - самостоятельная работа. Ее организации необходимо уделять огромное внимание в школе, так как она формирует самостоятельность не только как знания, умения и навыки, но и как черту характера.
       Ведущими мотивами самостоятельной деятельности могут выступать учебно-познавательные, профессиональные мотивы, удобство обучения (обучение в любой момент и практически в любом месте), а стимулами могут быть интересы, ответственность, страх остаться на второй год или быть отчисленным и тому подобное.
       2. Отсутствие постоянного межличностного общения «преподаватель - обучающийся» может привести к коммуникативному барьеру или барьеру отношений (чувство недоверия и враждебности распространяется и на предлагаемую преподавателем – тьютором информацию) и как следствие ослабляется воздействие человеческого фактора, практически не организовываются коллективные формы учебно-познавательной деятельности.
       Поэтому при организации ДО необходимо избежать односторонней направленности в процессе обучения, тем самым создать психологический комфорт и избежать незавершенности учебного процесса. Для этого надо постараться ориентировать обучение на личностно-деятельностный подход.
       Для учащихся, которые не посещают школу по тем или иным причинам общение с одноклассниками, «эффект присутствия» в классе на уроке можно осуществить следующим образом: в кабинете где проходит урок установить камеру, мгновенно передающую информацию (все что происходит в классе) через Интернет обучающемуся домой; в тоже время с помощью камеры и скайпа учащегося будут видеть его одноклассники
       Таким образом, он будет находиться дома, а ощущать себя в классе на уроке, так как будет выполнять все, что говорит учитель и делают все остальные.
       3. ДО эффективно для учащихся, обладающих богатым интеллектуальным потенциалом, умеющих работать самостоятельно. Однако даже у данной группы ребят могут появляться реальные психологические трудности, связанные с необходимостью самим дозировать нагрузки, выбирать подходящий темп учения.
       Огромное влияние на успешность обучения оказывает желание учиться и осознание необходимости этого. Понимание целей и ожидаемых результатов в значительной степени облегчает восприятие новой учебной информации.
       4. Учебно-методические пособия в печатном, компьютерном видах должны быть разработаны с учетом основных дидактических принципов: научности, наглядности, полноты и конкретности подачи материала, системности и последовательности его изучения и т.д. Также при создании пособий должны быть учтены психологические закономерности восприятия, памяти, мышления, внимания, а их применение должно исходить из модели реального учебного сознания; их применение должно стимулировать все виды познавательной активности учащихся, включая, естественно, и продуктивную, которые необходимы для достижения основных учебных целей, как ближайших, так и отдалённых; допускать модификацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельностью [1].
       Применение дидактических средств в ДО должно учитывать уровень подготовленности слушателя к восприятию учебной информации и специфику предмета; содержать контрольные мероприятия, задания для самоконтроля за усвоением знаний и самопроверки найденных решений, рефлексию и совершенствование собственной мыслительной деятельности.
       С другой стороны, компьютерные и телекоммуникационные технологии составляют оптимальную базу системы дистанционного обучения и предполагают новые формы методической организации обучения с использованием новых информационных технологий. Дело в том, что если в учебниках печатное слово только заменяет живую речь преподавателя, то аудиовизуальные средства позволяют донести до учащегося такую информацию, которую живая речь просто не в состоянии предоставить. В процессе обучения физике можно моделировать физические процессы, которые недоступны непосредственному восприятию и сложны в словесном описании. С помощью цифровых образовательных ресурсов можно представить все разнообразие звуков, цвета и форм натуральных объектов, использовать мультипликацию, виртуальную реальность (понимаемую как технологию неконтактного информационного взаимодействия, реализующую с помощью комплексных мультимедиа-операционных сред иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически предъявленном «экранном мире»). Нетрудно представить, как эти средства могут облегчить и обогатить дидактический процесс и обеспечить его эффективность.
       Специфика методических и психолого-дидактических проблем ДО, как считает Н.В. Мараховская, определяется тем, что коррекция преподавателем познавательных затруднений, заблуждений, ошибок обучаемого осуществляется не сразу, как при очном обучении, а с некоторым запаздыванием во времени. Тем самым создаются условия для закрепления не только ложных представлений, но и познавательных стратегий обыденного сознания, которые непродуктивны, а то и просто порочны и ошибочны при усвоении и применении научных знаний. В этой ситуации чрезвычайно важно иметь научное представление о психологических механизмах формирования когнитивных трудностей [2, с. 14].
       Таким образом, на педагогический результат дистанционного обучения влияют уровень разработки применяемых дидактических средств обучения, степень подготовленности преподавателей, их профессиональная компетентность и педагогическое мастерство (знание азов психологии и педагогики), материально-техническая оснащенность кабинета, уровень владения обучающимися информационными технологиями, недостаточная теоретическая проработанность психологических и дидактических проблем дистанционного обучения.

Литература:
       1. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам. Астрахань: Изд-во АГТУ, 1999
       2. Проблемы дистанционного обучения: Аспект психолого-познавательных барьеров: Монография / Н.В. Мараховская, А.И. Пилипенко. – Брянск: Изд-во БГТУ, 2001. – 127 с.











 

 

 

 

Контакты | © Персональный сайт учителя физики и математики Шишацкой О.А.

Используются технологии uCoz